Меню

Кошкин щенок берестов жанр произведения

Урок по литературному чтению В. Берестов «Кошкин щенок»

МБОУ СПАССКАЯ СРЕДНЯЯ

чтения во 2 классе

Тема: В.Берестов «Кошкин щенок»

Заслуженный учитель РФ,

учитель начальных классов

Тема: В.Берестов «Кошкин щенок»

Цель: 1. Формирование осознанного, беглого, выразительного, правильного чтения.

2.Коррекция связанной речи на основе полных ответов на поставленные вопросы.

3.Формирование вдумчивой работы над стихотворением.

4.Воспитание у детей чувства ответственности и любви по отношению к домашним питомцам.

5.Познакомить детей с приёмами ухода за ними.

— развитие личностной самостоятельности, подведение учащихся к осмыслению личной причастности к заботе о домашних питомцах.

— развивать умение определять тему урока, оценивать результативность своей работы.

— вдумчиво и осмысленно читать, работать с текстом, определять границы известного и неизвестного, творчески перерабатывать изученный материал, целенаправленно искать нужную информацию.

— использование речевых средств информационных и коммуникативных технологий.

— учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста, выбрать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное.

Оборудование: выставка книг В.Берестова, карточки для составления мультфильма, конверты с разноуровневыми заданиями, для работы в парах и группах, видеосюжеты, тексты для речевых разминок и физминуток, иллюстративный и печатный материал для работы по системе В.Ф.Базарного, массажные коврики.

I Организационный момент.

Ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости! Давайте поприветствуем их.

II .Мотивация .(Самоопределение к учебной деятельности).

— Какое у вас настроение? Покажите мимикой?

Улыбка самому себе не нужна. Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо и комфортно. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Вот в таком хорошем настроении мы и начнём наш урок. Но сначала подготовимся к работе.

III. Артикуляционная разминка.

(ватный шарик на ниточке возьмите перед собой наберите воздух, подуйте. Перемещайте воздухом вперёд, вправо, влево.)

Забейте гол языком, передвигая его справа налево.

Слижите варенье с верхней губы, затем с нижней.

IV. Прочитайте четверостишие (медленно, быстро, весело, грустно, удивлённо)

Заболела наша кошка.

У неё чихает ножка.

Со стола возьми ириску.

Угости больную киску.

V. Формулирование темы урока.

Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением, а вот как оно называется, вы догадайтесь сами. Рассмотрите мою модель:

Итак, правильно! Стихотворение называется ,,Кошкин щенок,, а написал его Валентин Берестов. Детский писатель, поэт, переводчик.(фото в презентации).

VI .Постановка цели урока

— Кто попробует сформулировать цель нашего урока? Когда мы работаем над стихотворением, какие цели ставим перед собой?

(Мы будем учиться читать осознанно, правильно, выразительно и бегло. Будем правильно отвечать на поставленные вопросы.)

— Что значит читать осознанно, правильно, выразительно, бегло?(ответы детей)

VII Знакомство с новой темой.

а) Откройте учебник на стр.130 и прочитайте, кто автор стихотворения, которое мы будем читать.

б) Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете?(предположения детей).

в) Рассмотрите иллюстрации к произведению. Как вы думаете, каким будет его содержание?(предположения детей).

г) Проверим ваши предположения. Прочитаем текст.

(ножки на массажном коврике, выполняем упражнения).

— Какие чувства вы испытали при чтении?(было весело, смешно.)

VIII. Физкультурная минутка.

(Выпустим коготочки , как у кошки, поскребём по парте ими. Тихо пройдём пальчиками как кошка на своих лапках.)

— Какой ребёнок был у кошки?

(Каждая мама всегда заботиться о своём ребёнке и ей совсем неважно какой он (красивый или некрасивый, сильный или слабый).Для неё он всегда останется лучшим).

— Как кошка ухаживала за ним?(умывала язычком шею, спину, бочок).

— Каким стал сынок?(вырос пёс огромный).

— С какими трудностями встретилась кошка мать? (ей тяжело было мыть сына, т.к. он стал огромным, не хватало язычка чтобы вымыть шею, надо было влезть на спину).

— Какой выход нашла кошка?(она решила, что её сынок подрос, теперь он сам сможет искупаться в речке). Прочитайте в тексте.

IX. Чтение стихотворения цепочкой.

— Какой характер был у щенка? Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»? Придумайте своё название. (Приёмыш. Найдёныш. Подкидыш. Необычный сынок. Мамин любимец. Заботливая мама).

X. Словарная работа

— Подберите родовое понятие к слову «Приёмный»? Какие смысловые ассоциации вызывает у вас это слово?

— Прочитайте слова на экране 1.2.3.4. расположенных в углах класса. (Приёмник, приёмщик, приёмыш, приёмистый)

— Найдите однокоренные слова? Какое слово лишнее? Почему? (приёмистый — удобный в использовании)

— Чистоплотный — (чистый, опрятный). Подберите слова, близкие по значению? Как они называются?(синонимы).

Верзила — (огромный, большой, высокий).

Мочало — губка для мытья.(см. в словарике).

(глазками передвигаем котёнка по таблице из одного окошка в другое согласно командам: вверх, вправо, вниз, влево. Где наш котёнок?)

XI. Работа над выразительным чтением.

а) Выделите карандашом главные слова, паузы в стихотворении.

б) Прочитайте стихотворение выразительно.(читаем по строчкам).

XII. — Работа в группах. Сейчас вы будете работать в группах. Вспомните правила работы в группе.

Алгоритм работы в группах.

— Посоветуйтесь и решите, кто будет организатором?

— Читайте, анализируйте, делайте выводы, обсуждайте, готовьтесь к выступлению перед классом.(на задание -3 минуты.)

Объясните значение пословиц:

— Живут как кошка с собакой.

— Собака видит мир носом, а кошка ушами.(у собаки хорошо развит нюх. а у кошки слух).

— Без кошки — нет дома, а без собаки — двора.

— Дом без кошки или собаки — это дом скряги.(жадина).

— Собака не забудет хозяина, а кошка дом

XIII. Найдите доброе слово, которое написано у меня на держателях вверху (забота).

— Образуйте однокоренные слова от слова «забота»? (заботливый, заботлив, заботиться).

Мама — кошка заботилась о своём сыночке. А какие качества вы хотели бы воспитать в себе, прочитав стихотворение В.Берестова?

— Какие ещё вы знаете произведения, где кого-либо принимали в семью? (Гадкий утёнок. Приёмыш. Лев и собачка. Маугли. Волк и бычок).

Антуан Де — Сент Экзюпери в своём произведении»Маленький принц» сказал: «Мы в ответе за тех.кого приручили!» Это был секрет Лиса, который он поведал маленькому принцу. Совсем недавно мы с вами участвовали в конкурсе, который проводило Управление Пенсионного Фонда РФ. Оно так и называлось: «Мы в ответе за тех.кого приручили! «И наша ученица Чирская Полина заняла первое место в своей возрастной группе. Её работа называлась»Я морячка .ты моряк!»(показ).

XIV. Работа лидеров(на ковре)

— Составьте мультфильм по стихотворению и восстановите текст.

— А мы работаем по карточкам в парах (согреем свои ладошки).

У многих из вас есть дома кошки и собаки. Мне очень хочется узнать, как вы о них заботитесь. Сейчас 1 ряд будет у нас хозяевами кошек, а 2 ряд хозяевами собак.

— Что необходимо для содержания дома кошек и собак?

Расчёсывание шерсти Расчёсывание шерсти

(ответьте на вопросы, поставьте галочку в нужном квадрате).

(проверим, что у нас получилось)

— А теперь проверим работу группы лидеров (слушаем, смотрим, оцениваем).

XV. Индивидуальная работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.

а) (высокий) — Опишите, как вы представляете щенка, который вырос во взрослую собаку:

* опишите внешность собаки

*расскажите о её повадках.

б) (базовый) — Выберите из данных слов, синонимы к слову «ответственность».

(заботливый, трудолюбивый, смелый, внимательный, понимающий, любящий, храбрый.)

в) ( низкий) — прочитайте договаривая в словах пропущенные слоги

Был у кош. сын приём.

Очень мил. очень скромн.

Очень ласко. сын.

XVI. У многих из вас живут дома кошки и собаки (фото Сидоровой Таисии). Более 4000 лет они радуют нас своим присутствием в нашей жизни. А кто знает почему? ( Это самые преданные друзья человека. Они защищают нас, охраняют, спасают в трудных ситуациях, лечат, помогают).

(слайды) — памятники собакам и кошкам.

(споём 1 куплет песни «Пропала собака «)

висит на заборе, колышится ветром.

колышится ветром бумажный листок.

пропала собака, пропала собака, пропала собака

по кличке Дружок.

XVII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Какую цель мы поставили перед собой на уроке? Достигли ли мы цели?

(На экране вопросы)

— На сегодняшнем уроке я узнал.

— На этом уроке я похвалил бы себя за.

— После уроков мне захотелось.

— Сегодня я сумел.

— Какое значение имеет для вас тема, которую мы изучали на уроке?

— Где эти знания вам могут пригодиться?

— Попробуйте выразить своё отношение к уроку с помощью имён прилагательных (интересный, содержательный, познавательный, увлекательный, поучительный, захватывающий ). Покажите смайлик.

XVIII. Оценивание (поставьте в дневнике карандашом ту оценку, которую вы, по — вашему мнению, заслужили на уроке).

1.Чтение стихотворения для слушателей (родителей)

2.Нарисовать как выглядит пёс из стихотворения В.Берестова (побудьте в роли художников — иллюстраторов ).

3.Написать объявление о пропаже щенка. (побудьте в роли писателей).

-Ну а я выполню роль издателя .из ваших рисунков мы оформим проект «Верные лапы», а также роль корректора — откорректирую ваши объявления.

Источник

Методическая разработка урока «Валентин Берестов «Кошкин щенок».

Урок литературного чтения в 2классе

Тема: В. Берестов «Кошкин щенок»

Цели: познакомить учащихся с творчеством В. Берестова; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать отличительные особенности поэтического текста; уметь находить в тексте слова и выражения, создающие художественный образ героев; уметь находить в тексте строки, которые являются ответами на вопросы.

регулятивные: определять учебные задачи при работе с произведением, удерживать их в памяти; оценивать результаты своего труда и труда одноклассников; устанавливать очерёдность работы в паре;

Читайте также:  Что сделать чтобы щенок не лаял ночью

познавательные: осознавать переносное значение художественной детали текста;

коммуникативные: воссоздавать образы по вопросам учителя, работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.

Личностные: выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; самоопределяться в выборе заданий; проявлять фантазию и творческие способности.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого «Литературное чтение» 1часть, презентация, кадры-рисунки для диафильма, рисунок кинопроекта.

Ход урока

I.Организационный момент

— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть на уроке у нас будет хорошее настроение. Ведь сегодня нам предстоит продолжить знакомство с удивительным человеком. Хотите?

II. Актуализация опорных знаний

Каким образом мы можем узнать что-либо о человеке? ( Познакомиться с ним; из рассказов о нем знакомых, друзей; из книг.)

— Как называется описание жизни человека, если жизнь по-гречески БИО, а писать – ГРАФО? На доске: БИО + ГРАФО (биография)

— Так что же такое биография? ( Биография – жизненное описание какого-либо человека.)

III. Самоопределение к деятельности

Расшифруйте имя удивительного человека.

На доске: ВОТСЕРЕБ НИТНЕЛАВ

— Чего-то еще не хватает. Как вы думаете чего? (Названия произведения, которое будем читать.)

— В этом нам помогут… Прочитайте.

Слайд 1. Мордочка усатая, Черный нос,

Шубка полосатая. Колечком хвост.

Часто умывается, Дом охраняет,

А с водой не знается. Громко лает.

(Кошка) Кошек пугает. (Собака)

— К какому жанру относятся эти произведения?

— Прочитайте вопросительно. Сердито.

— О ком эти загадки?

— Какие отношения бывают между этими животными?

— Расшифруйте: WKLCOШSKVИIH JЩQELHVOK — На доске.

— Сформулируйте тему урока. ( В. Берестов «Кошкин щенок»)

Какие цели поставите перед собой? (Познакомиться… Прочитать…

IV.Работа по теме урока

— Познакомиться с биографией В. Берестова нам поможет профессор Николай Иванович, в роли которого выступит (имя ученика).

В.Д. родился 1апреля 1928года г. Мещовск, Калужской области в семье учителя истории – человека доброго и талантливого. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению.

Читать маленький Валентин начал в 4года благодаря своей слепой прабабушке. Она любила газету «Известия» и просила маленького внука описывать картинки в газете словами, т.к. читать сама не могла.

Любимыми его произведениями были сказки Андерсена и Жуковского. С удовольствием читал детские журналы «Чиж», «Дружные ребята», «Мурзилка».

По специальности В.Берестов – археолог, а профессиональным литератором стал, когда у него появилась маленькая дочь. Он писал и музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами.

— Детские стихи В. Берестова сказочные и необычные. В 70 лет ушел из жизни этот замечательный человек, оставив тепло в сердцах детей и взрослых.

V.Работа с текстом

1. — Откройте учебник на с.130. Прочитайте еще раз название стихотворения. Рассмотрите рисунки к нему. Как вы думаете, о чем это стихотворение.

— Проверим ваши предположения. Слушайте внимательно, будете делиться своими впечатлениями.

— Что показалось смешным, забавным в стихотворении?

— Определите характер стихотворения. (Веселое, шуточное)

2. Словарная работа

— А сейчас проведем словарную работу. Выясним значение некоторых слов, чтобы лучше понять содержание этого стихотворения. Вам предстоит работа в парах. Возьмите листочки, и посоветовавшись друг с другом, соедините стрелкой понятие и его значение.

Содержащий себя в чистоте

Полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза

Высокий и нескладной человек

Слайд 8. – Проверим.

Физминутка

Дружно встаньте, детвора. Встаньте на носок, на пятку,

Отдохнуть пришла пора! Сядьте тихо, глазками нарисуйте

Потянитесь, распрямитесь. кошку: круг, ушки на макушке,

Приседайте, приседайте. глазки, носик и усы.

Пошагайте, пошагайте. Все в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

VI. Вторичное чтение текста и анализ произведения

1. –«Жужжащим» чтением прочитайте стихотворение и приготовьте вопросы по содержанию так, чтобы на них можно было ответить словами текста.

Примерные вопросы обучающихся:

  • Каким был щенок?
  • Как кошка ухаживала за ним?
  • Какой была кошка?
  • Каким стал щенок?
  • С какими трудностями встретилась кошка-мать?
  • Какой выход нашла кошка-мать?

— Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»?

— Как по-другому можно назвать стихотворение? («Дружба», «Заботливая кошка», «Ласковый щенок».)

2. – А сейчас мы выступим в роли мультипликаторов, составим и озвучим диафильм.

На доске картинки-кадры.

— Восстановите последовательность событий.

— А теперь озвучим диафильм, для этого найдите строки, которые относятся к 1, 2, 3, 4 кадрам.

— Читайте с правильной интонацией, стихотворение шуточное, щенок подрос – удивление.

— Кадр 1… Кадр 2… 3… 4…

3. – Каким был щенок? Какой была кошка-мать?

У вас на парте лежит карточка со словом. Посоветовавшись друг с другом, определите к какому герою подходит это слово и один из пары прикрепляет на доску.

самостоятельный любит чистоту

симпатичный любит порядок

-Какой была кошка-мать?

— Каким был щенок?

— Изменился характер щенка, когда он подрос? (Остался милым, скромным и еще стал самостоятельным.)

4. —А сейчас я задание усложняю, работая в парах, составьте характеристику на кошку-мать, используя синквейн ( краткий текст из 5 строчек).

Слайд 9. СИНКВЕЙН

— Прочитайте, что у вас получилось.

2. Заботливая, любящая.

3. Умывала, заботилась, Любила.

4. Она очень заботливая мать.

— Синквейн помогает более полно представить характер героини.

5. – Выскажите свое отношение к этой истории.

VII. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу.

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Сегодня на уроке я похвалил бы себя за …
  • После урока мне захотелось …
  • Сегодня я сумел …

VIII. Подведение итогов урока

Какое произведение читали?

— Зачем это стихотворение изучаем? (Чтобы мы увидели как животные могут дружить, заботиться друг о друге.)

— Большинство животных – это добрые и удивительные существа. Они, как никто другой, могут помогать друг другу, дружить и любить. Дружеские отношения между животными забавны и трогательны для людей, которые с удовольствием наблюдают и фотографируют. Тем более удивительно, когда дружат те создания животного мира, которым, казалось бы, просто положено быть неприятелями. Посмотрите.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Валентин Берестов «Кошкин щенок». »

Дригина Наталья Алексеевна, МБОУ СОШ №30 г. Южно-Сахалинск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30

УМК «Школа России»

Урок литературного чтения

Тема урока: В. Берестов «Кошкин щенок»

Дригина Наталья Алексеевна

учитель начальных классов

Урок литературного чтения в 2классе

Тема: В. Берестов «Кошкин щенок»

Цели: познакомить учащихся с творчеством В. Берестова; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать отличительные особенности поэтического текста; уметь находить в тексте слова и выражения, создающие художественный образ героев; уметь находить в тексте строки, которые являются ответами на вопросы.

регулятивные: определять учебные задачи при работе с произведением, удерживать их в памяти; оценивать результаты своего труда и труда одноклассников; устанавливать очерёдность работы в паре;

познавательные: осознавать переносное значение художественной детали текста;

коммуникативные: воссоздавать образы по вопросам учителя, работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.

Личностные: выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; самоопределяться в выборе заданий; проявлять фантазию и творческие способности.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого «Литературное чтение» 1часть, презентация, кадры-рисунки для диафильма, рисунок кинопроекта.

— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть на уроке у нас будет хорошее настроение. Ведь сегодня нам предстоит продолжить знакомство с удивительным человеком. Хотите?

II. Актуализация опорных знаний

Каким образом мы можем узнать что-либо о человеке? ( Познакомиться с ним; из рассказов о нем знакомых, друзей; из книг.)

— Как называется описание жизни человека, если жизнь по-гречески БИО, а писать – ГРАФО? На доске: БИО + ГРАФО (биография)

— Так что же такое биография? ( Биография – жизненное описание какого-либо человека.)

III. Самоопределение к деятельности

Расшифруйте имя удивительного человека.

На доске: ВОТСЕРЕБ НИТНЕЛАВ

— Чего-то еще не хватает. Как вы думаете чего? (Названия произведения, которое будем читать.)

— В этом нам помогут… Прочитайте.

Слайд 1. Мордочка усатая, Черный нос,

Шубка полосатая. Колечком хвост.

Часто умывается, Дом охраняет,

А с водой не знается. Громко лает.

(Кошка) Кошек пугает. (Собака)

— К какому жанру относятся эти произведения?

— Прочитайте вопросительно. Сердито.

— О ком эти загадки?

— Какие отношения бывают между этими животными?

— Расшифруйте: WKLCOШSKVИIH JЩQELHVOK — На доске.

— Сформулируйте тему урока. ( В. Берестов «Кошкин щенок»)

Какие цели поставите перед собой? (Познакомиться… Прочитать…

IV.Работа по теме урока

— Познакомиться с биографией В. Берестова нам поможет профессор Николай Иванович, в роли которого выступит (имя ученика).

В.Д. родился 1апреля 1928года г. Мещовск, Калужской области в семье учителя истории – человека доброго и талантливого. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению.

Читать маленький Валентин начал в 4года благодаря своей слепой прабабушке. Она любила газету «Известия» и просила маленького внука описывать картинки в газете словами, т.к. читать сама не могла.

Любимыми его произведениями были сказки Андерсена и Жуковского. С удовольствием читал детские журналы «Чиж», «Дружные ребята», «Мурзилка».

Читайте также:  Почему щенок 2 месяца много спит

По специальности В.Берестов – археолог, а профессиональным литератором стал, когда у него появилась маленькая дочь. Он писал и музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами.

— Детские стихи В. Берестова сказочные и необычные. В 70 лет ушел из жизни этот замечательный человек, оставив тепло в сердцах детей и взрослых.

1. — Откройте учебник на с.130. Прочитайте еще раз название стихотворения. Рассмотрите рисунки к нему. Как вы думаете, о чем это стихотворение.

— Проверим ваши предположения. Слушайте внимательно, будете делиться своими впечатлениями.

— Что показалось смешным, забавным в стихотворении?

— Определите характер стихотворения. (Веселое, шуточное)

2. Словарная работа

— А сейчас проведем словарную работу. Выясним значение некоторых слов, чтобы лучше понять содержание этого стихотворения. Вам предстоит работа в парах. Возьмите листочки, и посоветовавшись друг с другом, соедините стрелкой понятие и его значение.

Содержащий себя в чистоте

Полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза

Высокий и нескладной человек

Слайд 8. – Проверим.

Дружно встаньте, детвора. Встаньте на носок, на пятку,

Отдохнуть пришла пора! Сядьте тихо, глазками нарисуйте

Потянитесь, распрямитесь. кошку: круг, ушки на макушке,

Приседайте, приседайте. глазки, носик и усы.

Пошагайте, пошагайте. Все в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

VI. Вторичное чтение текста и анализ произведения

1. –«Жужжащим» чтением прочитайте стихотворение и приготовьте вопросы по содержанию так, чтобы на них можно было ответить словами текста.

Примерные вопросы обучающихся:

Каким был щенок?

Как кошка ухаживала за ним?

Какой была кошка?

Каким стал щенок?

С какими трудностями встретилась кошка-мать?

Какой выход нашла кошка-мать?

— Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»?

— Как по-другому можно назвать стихотворение? («Дружба», «Заботливая кошка», «Ласковый щенок».)

2. – А сейчас мы выступим в роли мультипликаторов, составим и озвучим диафильм.

На доске картинки-кадры.

— Восстановите последовательность событий.

— А теперь озвучим диафильм, для этого найдите строки, которые относятся к 1, 2, 3, 4 кадрам.

— Читайте с правильной интонацией, стихотворение шуточное, щенок подрос – удивление.

— Кадр 1… Кадр 2… 3… 4…

3. – Каким был щенок? Какой была кошка-мать?

У вас на парте лежит карточка со словом. Посоветовавшись друг с другом, определите к какому герою подходит это слово и один из пары прикрепляет на доску.

самостоятельный любит чистоту

симпатичный любит порядок

-Какой была кошка-мать?

— Каким был щенок?

— Изменился характер щенка, когда он подрос? (Остался милым, скромным и еще стал самостоятельным.)

4. —А сейчас я задание усложняю, работая в парах, составьте характеристику на кошку-мать, используя синквейн ( краткий текст из 5 строчек).

Слайд 9. СИНКВЕЙН

— Прочитайте, что у вас получилось.

2. Заботливая, любящая.

3. Умывала, заботилась, Любила.

4. Она очень заботливая мать.

— Синквейн помогает более полно представить характер героини.

5. – Выскажите свое отношение к этой истории.

Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу.

Сегодня на уроке я узнал …

Сегодня на уроке я похвалил бы себя за …

После урока мне захотелось …

Сегодня я сумел …

VIII. Подведение итогов урока

Какое произведение читали?

— Зачем это стихотворение изучаем? (Чтобы мы увидели как животные могут дружить, заботиться друг о друге.)

— Большинство животных – это добрые и удивительные существа. Они, как никто другой, могут помогать друг другу, дружить и любить. Дружеские отношения между животными забавны и трогательны для людей, которые с удовольствием наблюдают и фотографируют. Тем более удивительно, когда дружат те создания животного мира, которым, казалось бы, просто положено быть неприятелями. Посмотрите.

— Сегодня я вам предлагаю выбрать домашнее задание по желанию:

с.130-131 выразительное чтение, придумать продолжение истории.

Вспомнить или найти историю, когда животные воспитывают не своих детенышей. Рассказать на уроке.

Найти сказку С.Маршака «Курочка Ряба и 10 утят», прочитать и пересказать.

Источник



Конспект урока по литературному чтению В.Берестов «Кошкин щенок», 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Ознакомление детей с веселым стихотворением; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения, образность речи; воспитывать любовь к животным и интерес к чтению.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_po_lit.cht_._v.berestov_koshkin_shchenok.docx 39.63 КБ

Предварительный просмотр:

В. Берестов «Кошкин щенок»

2 класс, «Школа России»

Цель урока: ознакомление детей с веселым стихотворением; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения, образность речи; воспитывать любовь к животным и интерес к чтению.

Проверка д/з : выразительно читать стихотворение Ирины Пивоваровой «Жила-была собака», придумать продолжение этого сказочного стихотворения.

Первичное восприятие : Сегодня мы продолжаем знакомиться с разделом «о братьях наших меньших». Прочитайте автора и заголовок (Валентин Берестов «Кошкин щенок») – запись на доске . Ничего необычного не заметили в заголовке? (у кошки не бывает щенков, у них только котята) Вам интересно узнать, почему автор подобрал такой заголовок? Давайте прочитаем стихотворение и узнаем – с. 130 (хорошо читающие ученики).

Кому понравилось это стихотворение? А чем?

Работа над новым материалом.

Давайте ещё раз прочитаем это стихотворение (по предложению, с 3-го ряда)

— Определите характер стихотворения? (шуточное, веселое…)

Найдите слова, подтверждающие ваше предположение

Каково отношение автора к своим героям? (доброе, нежное…)

Найдите слова, подтверждающие ваше предположение

  • Приёмный сын – усыновлённый сын;
  • Чистоплотное животное – содержащее себя в чистоте, опрятный;
  • Верзила – высокий и нескладный человек;
  • Плескайся – колыхаться, производить всплеск;
  • Дремлет – полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.
  • Эмоциональное состояние каждого героя (образность речи).

— Назовите героев стихотворения? (кошка-мама, щенок-сын)

— Какая кошка-мама? Найдите о кошке в стихотворении (заботливая, чистоплотная, бедная)

— Какой щенок? Найдите, что говорит о нём автор (милый, скромный, ласковый)

— Как изменился характер щенка, когда он подрос? (остался милый, скромный, ласковый и еще стал самостоятельный)

— В учебнике есть рисунок к стихотворению. Подберите слова из текста к рисунку. (Бедной маме не под силу мыть лохматого верзилу…)

На парте у вас лежит карточка со словами, характеризующие кошку-мать и щенка. Разделите слова на 2 группы: подчеркните каждую группу цветным карандашом.

ласковый, заботливая, милый, ласковая, скромный, жизнерадостный, любящая, самостоятельный, труженица, симпатичный, любит чистоту и порядок

Работа со словами. (Слайд)

заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок.

ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный.

— Прочитайте про себя первые 4 строчки. Определите интонацию (доброжелательно, ласково – улыбка)

— Прочитайте эти строки с правильной интонацией.

На доске: Был у кошки сын приемный,

Не ко тенок , а щенок,

Очень милый , очень скромны й,

Очень ласковый щенок.

— Прочитайте первое четверостишие и подумайте, какие слова вы выделили голосом.

— Подчеркните слова, на которые падает логическое ударение.

— У кого логическое ударение падает на другие слова?

( Был у кошки – а не сын приемный)

(Был у кошки сын приемный- а не )

— Прочитайте свои варианты четверостишия.

Без воды и без мочала

Кошка сына умывала ;

Вместо губки, вместо мыла

Быстро лижет язычок

шею, спинку и бочок .

Кошка- мать — животное

Но подрос Сынок приёмный,

И теперь он пёс огромный .

Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка.

Чтобы вымыть шею сыну,

Надо влезть ему на спину.

— Ох , — вздохнула кошка-мать,-

Трудно сына умывать!

Сам плескайся, сам купайся,

Сам без мамы умывайся.

Сын купается в реке.

Мама дремлет на песке.

— Кто готов прочитать стихотворение выразительно?

Работа над образностью речи.

Кто нарисован на стр. 131? (цыплёнок, и гуси)

— Составьте по рисунку диалог между цыпленком и гусем.

-Кто знает примеры или истории, где животные воспитывали не своих детенышей или такого не бывает?

— Я вам хочу зачитать некоторые из них:

Боксёр и козочка

Когда родилась эта козочка, от неё отказалась мать, и хозяйке пришлось кормить её из соски. Зато, к всеобщему удивлению, отцовские чувства проснулись у хозяйского боксёра, который начал вылизывать новорождённую и вообще взял её под свою опеку и защиту. Сейчас эти двое – не разлей вода, даже спят в обнимку.

Бордер-колли и детёныши вьетнамской вислобрюхой свиньи

В 1997 году поросята оказались в ветеринарной клинике, потому что от них отказалась мать. При клинике жил колли по кличке Мак. Как только он увидел поросят, то немедленно начал их вылизывать и фактически заменил им мать.

Этой сове много лет не удавалось завести потомство, и она совсем загрустила. Однажды один из сотрудников Центра по разведению птиц подложил ей гусиное яйцо.

В такой ситуации большинство птиц проигнорировали бы или разбили чужое яйцо. Но тут вышло иначе: яйцо было принято, как родное и с вылупившимся малышом потом сложились самые тёплые родственные отношения.

Оцените себя на уроке

— На сегодняшнем уроке я узнал …

— На этом уроке я похвалил бы себя за …

— После урока мне захотелось …

— Сегодня я сумел …

Стр 130 – 131 читать выразительно, р.т. с. 42 № 2; сильной группе – р.т. с. 42 № 2, 3 – посмотрите на задание, есть ли вопросы

Источник

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе: В.Берестов «Кошкин щенок»

Конспект урока по литературному чтению

Тема урока: В.Берестов «Кошкин щенок»

Цель: познакомить детей с весёлым стихотворением В. Д. Берестова «Кошкин щенок»

формировать навыки прогнозирования содержания текста, чтения вслух, восприятие на слух прочитанного;

развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;

воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», бережно относиться к ним, сочувствовать и сопереживать; воспитывать интерес к чтению.

Планируемые предметные результаты:

— уметь находить в тексте слова и выражения, создающие художественный образ героев; уметь находить в тексте строки, которые являются ответами на вопросы.

— размышлять о характере и поступках героя.

Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные УУД : овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные УУД : овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, составление текстов в устной форме.

Коммуникативные УУД : готовность слушать собеседника и вести диалог, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Планируемые личностные результаты: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Оборудование : учебник «Литературное чтение» часть 1, сост. Л.Ф.Климанова и др. // М. Просвещение, 2011., толковый словарь Ожегова, презентация урока, карточки с заданиями для парной и групповой работы; сюжетные картинки к произведению.

План занятия (с указанием времени, отведенного на каждый этап)

Организационный момент (1 / )

Речевая разминка (2 / )

Актуализация опорных знаний. Самоопределение к деятельности (12 / )

«Открытие» нового знания. Работа по теме (6 / )

Продолжение работы по теме урока (12 / )

Итог урока. Рефлексия (3 / )

Домашнее задание (2 / )

— Чтобы хорошо учиться,

Нужно каждый день трудиться.

С ленью нам не по пути,

К знаньям будем мы идти.

Если хочешь отвечать,

Руку не забудь поднять.

Если спросят надо встать,

Чётко, громко отвечать.

— Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас на протяжении всего урока.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Дарят друг другу улыбку. Внимательно слушают учителя.

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

— А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе

— Прочитайте, чётко проговаривая звук:

— А теперь добавляем эмоций и выразительности

Дети произносят звуки с разной интонацией

способствование развитию навыка выразительного чтения

3. Актуализация опорных знаний. Самоопределение к деятельности

— Вспомните, как называется раздел, который мы читаем?

Проверка домашнего задания :

— Сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком и произведениями, которые он писал.

— Расшифруйте имя и фамилию этого человека.

— Каким образом мы можем узнать что-либо о человеке?

Валентин Дмитриевич Берестов родился 1апреля 1928 года

семье учителя истории – человека доброго и талантливого. Читать маленький Валентин начал в 4 года благодаря своей слепой прабабушке.

По специальности В.Берестов – археолог, а профессиональным литератором стал, когда у него появилась маленькая дочь.

А ещё Валентин Берестов писал добрые сказки.

— Отгадайте загадки, и вы узнаете, кто будет героями произведения, о которых пойдёт речь сегодня на уроке:

А с водой не знается.

— Какие отношения бывают между этими животными?

— О братьях наших меньших

— Читают выразительно стихотворение «Жила-была собака…»

Читают сочинённые самостоятельно строчки-продолжения к стихотворению

— Познакомиться с ним; из рассказов о нем знакомых, друзей; из книг.

— Иногда ссорятся, иногда живут мирно

— формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

— формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

Словесная передача информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми.

-актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;

4. «Открытие» нового знания

Работа с текстом

6.Продолжение работы по теме

— Откройте учебник на странице 130 и прочитайте название произведения.

— Что необычного заметили в заголовке?

Прогнозирование содержания по названию.

-Как вы думаете, о чём это стихотворение?

-Давайте проверим ваши предположения. Слушайте внимательно, будете делиться своими впечатлениями.

Прослушивание стихотворения «Кошкин щенок».

— Понравилось вам стихотворение? — Какие чувства вы испытывали при прослушивании? — Что показалось смешным, забавным?

— Почему же автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»?

— Как по-другому можно назвать стихотворение?

Дружно встаньте, детвора. Отдохнуть пришла пора! Встаньте на носок, на пятку,

Потянитесь, распрямитесь. Приседайте, приседайте. Пошагайте, пошагайте. Сядьте тихо, глазками нарисуйте

кошку: круг, ушки на макушке,

глазки, носик и усы.

Все в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

«Жужжащее чтение» — самостоятельно.

Словарная работа («Работа в парах»). — Соедините стрелкой понятие и его значение

Вывод: для чего нужна была словарная работа?

Выборочное чтение (знак «Работа в паре»)

— Каждая пара получает карточку с вопросом, на который постарайтесь найти ответ из стихотворения и прочитать эти строки.

1 группа: Каким был щенок?

2 группа: Как кошка ухаживала за ним?

3 группа: Какой была кошка – мать?

4 группа: Каким стал сынок?

5 группа : С какими трудностями встретилась кошка – мать?

(задание для хорошо читающих детей)

6 группа: Какой выход нашла кошка – мать?

— Чем закончилось стихотворение?

Вывод: для чего нам необходима эта информация?

Составление характеристики героя

( «Работа в паре») — Каким был щенок? Какой была кошка – мать?

— Изменился характер щенка, когда он подрос?

— У кошки не бывает щенков, только котята.

— «Дружба», «Заботливая кошка», «Ласковый щенок».

Осуществляют профилактику утомления.

участвуют в физкультминут

дети читают стихотворение и подчёркивают непонятные слова.

При необходимости пользуются словарём Ожегова

Проверяют работу в парах

Чтобы понять смысл и содержание текста стихотворения.

Работа в малых группах:

— Очень милый, очень скромный,

Очень ласковый сынок .

— Без воды и без мочала

Кошка сына умывала;

Вместо губки, вместо мыла

Язычком сыночка мыла.

Быстро лижет язычок шею, спинку и бочок.

И теперь он пёс огромный.

— Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка.

Чтобы вымыть шею сыну,

Надо влезть ему на спину.

— Ох, — вздохнула кошка-мать,-

Трудно сына умывать!

— Сам плескайся, сам купайся,

Сам без мамы умывайся.

— Сын купается в реке.

Мама дремлет на песке.

— Для составления характеристики главных героев.

КОШКА любящая ласковая заботливая труженица любит чистоту любит порядок.

-Остался милым, скромным и еще стал самостоятельным

Формирования умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Цель проведения — профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоционал Ь

Познавательные : осуществляют смысловое чтение;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Личностных: применять навыки сотрудничества..

Познавательных: анализировать, обобщать полученные ранее знания.

7. Итог урока. Рефлексия

— С каким произведением мы познакомились?

— Каково отношение автора к своим героям?

— Выскажите своё отношение к этой истории.

— Какую цель перед собой ставили?

— Дай оценку своей деятельности на уроке:

• На уроке я узнал(а).

• На уроке я похвалил(а) бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел(а).

— Большинство животных – это добрые и удивительные существа. Они, как никто другой, могут помогать друг другу, дружить и любить. Тем более удивительно, когда дружат те животные, которым, казалось бы, просто положено быть неприятелями.

Организация подведения итогов урока учащимися.

Обучающиеся открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

— Дети, я знаю, что не только кошка может дружить с собакой, но и другие животные. А вы об этом что-то знаете? — Вспомни или придумай историю, когда животные воспитывали не своих детёнышей. Расскажи на следующем уроке.

с.130-131 выразительное чтение, придумать продолжение истории.

Запись домашнего задания

Выставление оценок за урок

Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Список литературы, использованной при составлении конспекта.

учебник «Литературное чтение» часть 1, сост. Л.Ф.Климанова и др. // М. Просвещение, 2011., толковый словарь Ожегова, Поурочные разработки по литературному чтению С.В. Кутявина и др. //М. ВАКО 2011.

Урок прошёл организованно. Атмосфера на уроке была доброжелательная, наблюдалась взаимная заинтересованность всех участников урока. На уроке использовались элементы технологий: продуктивного чтения, здоровьесберегающей и информационно-комуникативной. Использование различных видов учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в малых группах) способствовали активизировать работу обучающихся. Урок построен и проведён с использованием таких методов как: объяснительно – иллюстративный; частично – поисковый; наглядный; словарная работа. Все этапы урока логически связаны между собой. На уроке были созданы условия для развития УУД: Личностные : эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», бережно относиться к ним, сочувствовать и сопереживать; воспитывать интерес к чтению. Познавательные: умение строить свои высказывания; находить нужную информацию в тексте; развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в стихотворении; структурировать свои знания. Регулятивные : целеполагание; прогнозирование сюжета произведения; оценка своей деятельности. Коммуникативные : умение выражать свои мысли; умение общаться друг с другом; управлять поведением партнёра. Задачи поставленные на урок выполнены, цель достигнута.

Карточка для работы в парах (словарная работа)

Карточка для работы в парах (характеристика героев)

ласковый, заботливая, милый, ласковая, скромный, жизнерадостный, любящая, самостоятельный, труженица, симпатичный, любит чистоту и порядок

Источник