Сколько собак можно держать в квартире (по закону)
Многие люди, что живут в городских условиях, не ознакомлены с основными законами, которые посвящены правилам содержания собак. Эти законы нужно знать, чтобы потом не возникло никаких проблем с домашними животными.
Что можно узнать из законов о содержании собак в квартире?
Правила отношения к собакам регулируется не одним нормативно-правовым актом. Но к основному закону можно отнести Федеральный закон «Об ответственном обращении с животным», который был принят в 2011 году.
Многие люди думают, что мой дом (квартира) значит, могу делать, что хочу. Но с домашними животными этот номер не прокатит, ведь за нарушение правил обращения с животными вполне возможно получить административное наказание в форме штрафа. Такие суровые меры устанавливаются как для защиты животных, так и для интересов соседей, которые конечно же не оставят без внимания появление нового животного.
Так, если обратиться к территориальным положениям в некоторых городах РФ, то там указанно, что прежде чем завести животное в многоквартирном помещении нужно обязательно спросить у соседей разрешение и уточнить, нет ли у них аллергии на животное. Если разрешение получено, и соседи не жалуются на приступы аллергии, то можно смело заводить в доме животное. Если этим положением пренебречь, то вполне возможно, что соседи просто могут подать на обладателя собаки иск в суд. И совершенно не удивительно, если судья будет полностью на стороне истцов. Тогда уже хозяину придётся куда-то девать своего питомца.
Стоит отметить, что большинство правил, что касаются содержания собак, зависят от регионального законодательства. Ведь может быть такое, что в одном регионе действуют одни правила, а в другом совершенно иные.
Но все же есть некоторые обобщенные правила, к примеру, нельзя содержать собак на территориях общего пользования. Такими территориями можно назвать парадную лестницу, кухню (если это коммунальная квартира), различные перегородки (в том числе и балкон).
Предельное количество собак, которое можно содержать в квартире
Как не удивительно, но предельное число собак, которых можно содержать в квартире просто не существует, ведь законодательная база просто не урегулировала этот вопрос. Единственной преградой, которая может возникнуть в разведении собак в квартире – это соседи, что могут с лёгкостью пожаловаться на хозяина за отсутствие условий содержания собак.
Причиной непринятия законов по поводу количества числа животных в квартире есть то, что если, к примеру, собаки и начнут кому-то мешать, то соседи обязаны обратиться в соответственные органы и уже те будут принимать соответственные меры.
Стоит отметить, что даже если такой закон и будет принят, то его эффективность будет небольшая, ведь государству придётся искать дополнительные ресурсы по присмотру за квартирами и соответственно количеством животных. Также нужно обратить внимание на то, что многие люди могут быть против, что их квартиры кто-то будет заходить и проверять. Да и если хозяин содержит своих питомцев в чистоте и уюте, то претензии к нему вообще будут необоснованными. Так что принятие нового закона о максимальном количестве содержания животных в квартире на сегодняшний день не реально воплотить в жизнь, поскольку это будет перечить демократическим принципам развития страны.
Таким образом, запретить содержать много собак никто не может, единственной преградой могут быть соседи.
Как быть с соседями?
К сожалению, владелец собак не имеет много прав, касаемо своего питомца, обязанностей у него намного больше. Это, прежде всего, связанно с тем, что собака подразумевается не как живое существо, а как собственность, за которой хозяин должен тщательно следить, в ином случае из-за жалоб соседей могут возникнуть ряд проблем.
В основном, правоохранители будут поддерживать жалобщиков в случае если собака:
- постоянно лает, особенно в ночное время.
- загрязняет общественные места, как в квартире, так и вокруг её (газон, кухня, балкон, парадная).
- создает неприятные запахи, которые распространяются на весь подъезд.
- покусала человека.
Если соседи подали жалобу из-за другого нарушения, то скорей всего его просто не будут рассматривать.
Для того, чтобы держать в квартире много собак нужно обращать внимание не только на соседей, а и на условия их содержания. Ведь если к хозяину собак наведается санитарно-эпидемиологическая служба и обнаружит нарушения условий содержания, то кроме того, что могут забрать собак, так еще могут и наложить штраф.
Таким образом, можно сделать вывод, что запрета на содержания собак в квартире нет, но нужно обязательно обращать внимание на свои возможности в содержании большого количества собак. Ведь если этой возможности нет, то в итоге можно наткнуться на большие неприятности.
Источник
Сколько животных закон разрешает держать в частном доме? Сколько собак можно держать в частном доме по закону
Правила содержания собак: закон
Обычно владельцы животных адекватны, но иногда в силу то ли недостаточно развитого чувства ответственности, то ли из-за излишней любви к тем же собакам, они забывают об элементарных правилах содержания и воспитания питомцев, тем самым подвергая опасности окружающих, а порой и себя.
Именно для таких случаев и появилась идея регламентировать, сколько собак можно держать в квартире по закону и чем грозит владельцам нарушение данного правила. Но пока что количество собак закон не ограничивает. Он вообще обходит этот вопрос. Однако если животные мешают соседям, а соседи жалуются в соответствующие органы, то именно эти органы принимаю решение о том, какое количество собак можно оставить.
Имеется и несколько других важных правил касательно владения домашним питомцем. Полный их список можно найти в проекте закона «О содержании собак в Российской Федерации»
Данный закон накладывает определенные обязательства на владельца, получить административный штраф можно за гибель животного вследствие не надлежащего ухода, за жестокое с ним обращение, за порчу животным чужого имущества.
В этом случае владелец обязан не только покрыть причиненный ущерб, но и заплатить административный штраф.
В этом же законе сказано, что трупы домашних питомцев подлежат обязательному захоронению или утилизации. Просто вынести тельце на помойку запрещается.
Этика собачьей жизни на даче
Весь мир можно поделить на два лагеря: тех, кто любит собак и тех, кто их терпеть не может. Есть еще небольшая часть равнодушных, но их совершенно незначительное количество. Любовь к собакам тоже может быть нескольких стадий. От первой: «Это охранник дома и мы его за это кормим» до последней: «Ах! У моего сыночка сегодня плохое настроение!».
«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» — когда-то, в юности, эта ленинская фраза казалась мне очень спорной. Почему она вспомнилась сейчас? Наверное потому, что владельцы животных, случается, забывают о том, что не все воспринимают их обожаемую собачку как верх совершенства. Не все готовы слушать бесконечные истории о необыкновенно умном и исключительно талантливом пёсике.
И уж тем более не готовы терпеть его круглосуточный вой, лай и визг, побеги по чужим участкам, порчу посадок.
Если вы взяли с собой на дачу собаку, то вся ответственность за ее поведение лежит на вас. Вы можете сколько угодно уверять окружающих, что ваш «малыш» ростом с небольшого теленка — это милое создание, которое только понюхает и пойдет дальше своей дорогой. Что он любит всех без исключения и поэтому прыгает на вас (не смущаясь белоснежным костюмом) от избытка чувств. Максимум, что он может сделать — это лизнуть вас в щеку. А чтобы было удобнее это сделать — слегка вас уронит.
Согласно законодательству РФ собака — это имущество, вещь. Мы, хозяева, имеем право владеть этим имуществом, но не вправе забывать об ответственности перед окружающими. Прежде всего — мы обязаны обеспечить безопасность при выгуле животных. Участок должен быть огражден либо огорожена площадка-вольер, на которой собака может гулять свободно. Во всех остальных случаях придется руководствоваться правилами, предписывающими выгул на поводке и в наморднике.
Никто не отменял и закон о тишине. В разных регионах он может немного отличаться, сохраняя при этом общую суть: ночью, с 23:00 до 7:00 шуметь, в том числе лаять, нельзя.
Если собака содержится на улице, то вопрос тишины рано или поздно возникнет. Решить проблему пустолайства помогает воспитание, дрессировка, в тяжелых ситуациях — ошейник «Антилай». Нужно продумать, где установить собачью будку. Будет ли собака привязана на цепи стационарно или с возможностью перемещения цепи по натянутому тросу, или свободно сможет передвигаться по вольеру.
Сквозняки, солнцепек, повышенная влажность — не лучшие условия для места содержания собаки. Нужно учесть, что пешеходы, идущие по улице мимо участка, могут восприниматься собакой как потенциальная угроза. Человек подходит к участку — собака лает. Продолжая движение мимо участка, пешеход проходит дальше — у собаки закрепляется условный рефлекс: лай испугал человека, он ушел, опасность миновала.
Так мы получаем пустолайку, реагирующую на любое движение вне участка. Поэтому, если есть возможность, разместите собаку так, чтобы ей не было видно движение на улице, за пределами охраняемой территории.
Самый удобный вариант — вольер, где животное передвигается свободно и при этом не представляет угрозы для окружающих.
И еще две проблемы дачного собаководства: бесконтрольное размножение и «сезонная собака». Неуклюжий и забавный щенок, взятый ранней весной, к концу лета превращается в крупную, а иногда и достаточно агрессивную собаку. Отдельные «люди» не видят большого преступления в том, чтобы уехав, оставить своего питомца на опустевшей даче. В редком случае это животное попадает в приют. Но чаще просто погибает зимой от голода.
А у вас возникали проблемы с питомцами на даче?
Собаки в многоквартирном доме
Содержание собаки в квартире более сложно, чем в секторе частных владений, ведь в многоквартирном доме больше шансов создать дискомфорт окружающим.
В связи с данным фактом к владельцам предъявляется больше требований:
- обязанность владельца следить, чтобы питомец не загрязнял дворы и места общественного пользования;
- держать собаку строжайше запрещено в коммунальной квартире, подъезде, коридоре и других местах, принадлежащих не только хозяину;
- питомца не должно быть слышно с 21:00 до 06:00 часов;
- выгул собак разрешается исключительно с намордником и на поводке. Также у животного должен быть ошейник с жетоном, где написаны контактные данные владельца;
- в местах большого скопления людей выгул собак запрещен;
- нельзя отправлять гулять с собаками детей до 14-лет, без присмотра взрослых, так как ребенок может физически не справиться с животным или попросту растеряться в сложной ситуации.
Выгул
При выгуле собак стоит быть особенно внимательным. Отпускать питомца на свободный выгул ни в коем случае нельзя.
Во-первых, такие животные станут считаться бесхозными и подлежат отлову.
Во-вторых, питомец может убежать, а найти его будет нелегко.
В-третьих, собака может напасть на человека или на другое домашнее животное и нанести им какие-либо увечья, что повлечет за собой административную или уголовную ответственность хозяина.
И хотя в законе четко сказано, что животное можно выгуливать строго на поводке, в наморднике и с жетоном, содержащим данные о владельце, на практике этим правилом очень часто пренебрегают. А в результате появляется очень много потерявшихся животных, да и нападения на людей случаются.
Кроме того, владелец обязан убирать фекалии за питомцем на прогулке, хотя в нашей стране это не распространено и данное правило свелось к тому, чтобы убирать следы животного, оставленные на асфальте.
Содержание громко лающей собаки в квартире, или питомца, портящего общественные зеленые насаждения у дома, гадящего на газонах и асфальте, в иногда может приводить к конфликту с соседями и даже дойти до суда. Поэтому хозяевам, решившимся держать животное в многоквартирном доме, стоит быть внимательным к любым претензиям окружающих, да и к поведению собственного питомца, чтобы не получить административную ответственность, нарушив общественный порядок.
Также стоит отметить, что все собаки, начиная с трехмесячного возраста должны быть зарегистрированы в ветеринарных учреждениях по месту жительства. Приобретенное животное необходимо поставить на учет в течение недели.
Помимо перечисленного в законопроекте указано, какие породы нельзя содержать в квартире. К таковым относятся бойцовские, служебные, пастушьи, охотничьи и сторожевые породы, они считаются потенциально опасными.
Какой закон регламентирует порядок содержания собак в квартире?
Одним из основных документов является Проект Федерального закона «О содержании собак в Российской Федерации». Настоящий нормативно-правовой акт регулирует правоотношения в сфере содержания питомцев на российской территории в целях обеспечения общественного порядка, а также обеспечения безопасности людей от неблагоприятного физического, санитарно-гигиенического, психологического и другого воздействия собак.
Настоящий законопроект о содержании собак состоит из 5 глав и 33 статей:
- Глава 1 (статьи 1-4). Основные положения закона. Определяет пределы действия данного закона, его основные понятия, правила содержания животного в квартире, а также права и обязанности служб общегосударственного правления и областного самоуправления;
- Глава 2 (ст 5-13). Государственный надзор. Соответствующий раздел устанавливает: основные условия приобретения животных;
- особенности покупки собак потенциально агрессивных пород;
- правила регистрирования;
- особенности регистрирования собак потенциально агрессивных и опасных пород;
- лицензия относительно купли-продажи, содержания и разведения питомцев;
- расторжение лицензии;
- государственная пошлина за регистрирование питомца и пособия по ее оплате;
- средства, которые владелец получает от уплаты госпошлины;
- процедура взыскания платежей.
Следует уделить особое внимание пункту о правилах содержания домашних животных в квартире или в частном доме.
Правила содержания собак в частном доме
Нормы и требования относительно содержания собак в частном или многоквартирном доме отличаются друг от друга. Основное отличие в том, что владельцы питомцев, проживающие в квартире должны следовать правилам, установленным в настоящем Федеральном законе, в противном случае они понесут административное наказание. Отдельного законодательного акта о правилах содержания животных в частном доме в Российской Федерации нет. Поэтому права владельцев собак, содержащих их в загородных домах, не столь ограничены.
Основные принципы, как по закону содержать собак в квартире:
- четырехногий друг должен проживать строго на территории квартиры, использовать для этих целей помещения общего пользования (подъезд, коридор, лестничную площадку) — строго запрещено;
- хозяин должен следить, чтобы его питомец не загрязнял места общего пользования, включая ближайшие дворы;
- не допускается шумное поведение домашнего животного с 21:00-06:00 часов;
- законодательством Российской Федерации запрещен выгул животных в многолюдных местах;
- выгуливать домашних питомцев можно только на поводке, в наморднике и с жетоном, на котором указаны данные о его владельце;
- дети, не достигшие 14-летнего возраста, не имеют права выгуливать питомца без сопровождения взрослых.
Проживая с собакой в квартире, вы должны крайне внимательно относиться к просьбам и претензиям соседей, даже если на первый взгляд они кажутся вам не обоснованными. Зачастую, конфликты с соседями из-за содержания собак в квартире приводят к судебным тяжбам.
Частный дом и придомовая территория находится в частной собственности хозяина, поэтому в этом случае, при проживании псов в загородных домах, мнение соседей не является столь важным. Единственное общепринятое правило заключается в том, что пес не должен свободно расхаживать по всей территории, так как в этом случае, он может найти способ выйти за пределы ограждения.
Ознакомьтесь ФЗ-123 «О пожарной безопасности» с последними изменениями
Какие породы нельзя содержать в квартире?
Закон о содержании собак не устанавливает четкого перечня пород, которых запрещено содержать в многоквартирном доме. Однако документ приводит список пород, которые являются потенциально опасными и агрессивными. Это может быть связано с их охотничьими инстинктами, ведь любая ситуация может спровоцировать животное, которое способно нанести вред людям.
Породы агрессивных и опасных собак подразделяются на следующие виды:
- бойцовские, к таковым относятся: питбультерьер; стаффордширский тельер; мастив; алабай; бульдог; кавказские овчарки. Данные породы рождены быть бойцами, даже если хозяин будет уделять много времени для их дрессировки и воспитания, нет гарантии того, что они никогда не нападут на людей;
- охотничьи, к таковым относятся: лайки, грифоны, ретриверы, азаваки и бландхаунды. Соответствующие породы выводились специально для охоты, с чем и связано их специфическое поведение и особенное содержание. Им необходимы максимальные физические нагрузки, что может стать проблемой при содержании их в квартире;
- сторожевые, к таковым относятся: ротвейлеры; доберманы; немецкие овчарки; азиатские овчарки; бульмастифы. Основной целью выведения такого рода псов— несение службы. У них обострены животные инстинкты, в квартире такой пес может неадекватно реагировать на поведение членов семьи, поэтому содержать их в многоквартирном доме не рекомендуется;
- пастушьи, к таковым относятся: колли, среднеазиатские и австралийские овчарки, бобтейлы, боксеры и зенненхунды. Данным породам необходим длительный выгул, регулярная дрессировка, а также правильное и обильное питание. Данная категория может агрессивно реагировать на соседей, членов семьи и гостей.
Важно! В Российской Федерации еще не был разработан отдельный нормативный акт, запрещающий содержать собак отдельных пород. Однако чтобы избежать конфликтных ситуации, рекомендуется крайне рационально и ответственно подойти к выбору питомца.
Что говорит закон о содержании собак в частном доме
Для лиц, проживающих в частном доме, правила не столь строгие, так как дом и придомовой участок – собственность владельца, и он волен ей распоряжаться как угодно. То есть, держа собаку в частном секторе, можно не слишком беспокоиться, что об этом думает ваш сосед. Но и здесь у особо недобросовестных хозяев есть шанс получить административный штраф, например, если животные свободно разгуливают по участку и найдут способ его покинуть.
По закону можно содержать собаку на личном участке, позволяя животному по этому участку свободно перемещаться, но с условием, что у собаки не будет возможности выйти наружу и ее поведение не доставит хлопот окружающим. Кстати в этом случае у входа на участок необходимо повесить табличку о наличии собаки внутри.
В частном доме можно держать, в том числе и собак потенциально-опасных пород, но для этого потребуется предварительно получить лицензию на покупку и содержание такого питомца. Владелец такой собаки тоже должен соответствовать некоторым требованиям, например, изучить хотя бы основы дрессировки.
Жилищное право
РУБРИКА: Жилищное право
ТЕМА: Содержание собак на участке
ВЫБРАТЬ ДРУГУЮ ТЕМУ ВЫБРАТЬ ДРУГУЮ РУБРИКУ
На огороженном неприватизированном дачном участке содержу 20 собак. Председатель садоводства грозит отобрать участок за его не целевое использование участка. Правомерно ли это?
В данной ситуации более верным представляется делать акцент на рассмотрении не столько вопроса, связанного с количественным ограничением содержания на частной территории собак, сколько с возможным использованием дачного участка в целях содержания на его территории большого количества домашних животных, в данном случае – собак.
Регулирование отношений, возникающих в связи с ведением дачного хозяйства, осуществляется по большей части Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а также Земельным Кодексом РФ (далее – ЗК РФ) и Гражданским Кодексом РФ (далее – ГК РФ).
Согласно ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к дачному земельному участку относится земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Как следует из ст.ст.78 и 85 ЗК РФ земельный участки для ведения дачного хозяйства предоставляются из земельных участков в составе населенных пунктов в составе зон сельскохозяйственного назначения., которые согласно п. 11 ст. 85 ЗК РФ используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ (далее – ГСК РФ) в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Соответственно, представляется, что вышеуказанный дачный участок относится к земельным участкам в составе населенного пункта в составе зон сельскохозяйственного назначения. Разрешенным использованием такого земельного участка является отдых с правом возведения на нем жилого строения без права/ с правом регистрации в нем и хозяйственных построек и сооружений, а также с правом выращивания на нем сельскохозяйственных культур.
Пункт 2 статьи 19 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» на члена дачного некоммерческого объединения возлагает в том числе следующие обязанности:
— нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;
— использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту;
— не нарушать права членов такого объединения.
В соответствии со ст. 47 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачник может быть подвергнут административному взысканию в виде предупреждения или штрафа за нарушение земельного законодательства, совершенное в границах дачного некоммерческого объединения, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. Кроме того, дачник также может быть лишен прав собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования либо аренды земельного участка за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством.
Согласно ст.ст. 45, 46 и 54 ЗК РФ основаниями принудительного прекращения права аренды, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком в случае его ненадлежащего использования являются в том числе: использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки. Аренда участка также может быть прекращена в одностороннем порядке со стороны арендодателя по основанию, предусмотренному ст. 619 ГК РФ в связи с использованием имущества (в данном случае – земельного участка) с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями.
Таким образом, представляется, что содержание на дачном участке собак в количестве около 20 голов, может быть охарактеризовано как нецелевое и не соответствующее разрешенному использованию указанного земельного участка, последствием которого может явиться инициирование принудительного отчуждение такого земельного участка у его владельца только в случае их разведения в целях осуществления предпринимательской деятельности. В иных случаях в виду отсутствия понятия «отдыха» при даче определения дачного участка нахождение на дачном земельном участке большего количества домашних животных, в том числе собак представляется не противоречащим его целевому назначению и разрешенному использованию.
При этом считаем необходимым обратить Ваше внимание на то, что действующее законодательство в качестве обязательного предусматривает условие о заблаговременном предупреждении такого дачника о необходимости устранения допущенных нарушений законодательства, являющихся основаниями для лишения прав на земельный участок, которое осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
В свою очередь Земельный Кодекс РФ (в частности, ст. 54) предусматривает, что принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.
Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок.
Таким образом, принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа и вынесения предупреждения о допущенных нарушениях. Предупреждение должно содержать:
1) указание на допущенное земельное правонарушение;
2) срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;
3) указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;
4) разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;
5) иные необходимые условия.
В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший такой земельный участок.
Лишение прав на земельный участок при неустранении нарушений законодательства — в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации, то есть по суду и с условием предварительного и равноценного возмещения.
старший юрист ООО «ПРЕЗИДЕНТ-КОНСАЛТ» Батура Е.В.
ВЫБРАТЬ ДРУГУЮ ТЕМУ ВЫБРАТЬ ДРУГУЮ РУБРИКУ
Санитарные нормы и как их соблюдать
Независимо от того, держите ли вы животных в квартире или в частном доме, требуется соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
Собака должна быть здоровой и иметь все прививки, положенные по возрасту (а в особенности прививку от бешенства, так как это очень опасное заболевание, как для животного, так и для человека), а также периодически проходить ветеринарный контроль.
Куда жаловаться, если у соседей постоянно лает собака
Если вам досаждает собачий лай, то в первую очередь стоит поговорить с хозяином, ведь он может и не находиться дома в такие моменты, а значит быть попросту не в курсе. Если мирные переговоры результата не принесли, тогда стоит обратиться к участковому, который проведет разъяснительную беседу, а также может выписать штраф после нескольких жалоб. Также существуют и более высокие инстанции, обязанные повлиять на недобросовестных хозяев – Роспотребнадзор и областной административный суд.
Сколько животных закон разрешает держать в частном доме?
Гродненцы интересуются: сколько животных можно держать в частном доме? И можно ли с помощью закона ограничить соседа в количестве питомцев?
Оказывается, лимит на количество домашних животных действует только в отношении квартир, пишет газета «Перспектива». Ветеринарно-санитарные правила разрешают держать в квартире не боле двух животных (собак или кошек) независимо от площади квартиры. При наличии нескольких собственников или нанимателей в квартире, каждый имеет право на одно животное.
А вот про частные дома закон молчит. Значит, количество домашних животных в частном доме определяется лишь пристрастиями хозяев. Конечно, при этом должны соблюдаться санитарные нормы, в первую очередь это касается вакцинации против бешенства. Также на заборе должна быть табличка, сообщающая о собаке.
Также некоторые нюансы действуют в отношении собак потенциально опасных пород, перечень которых в беларусском законодательстве насчитывает 40 пунктов: бультерьер, доберман-пинчер, кавказская, немецкая, румынская, среднеазиатская овчарки, немецкий дог, московская сторожевая, ризеншнауцер, ротвейлер, шарпей (китайская бойцовская собака) и др.
Владельцы этих собак должны в течение 3 месяцев пройти специальные курсы и получить удостоверение, без которого такую собаку не зарегистрируют. А зарегистрированы в трёхдневный срок должны быть все домашние животные. Нарушителя сначала ждёт предупреждение от работников ЖКХ, а затем штраф до 5 базовых.
– Если, например, владелец не зарегистрировал собаку, а она кого-то покусала, то ему грозит солидный штраф, – объяснил «Перспективе» начальник участка многоотраслевых услуг Скидельского ЖКХ Александр Волчек. – Кроме того придется в полном объеме оплачивать лечение пострадавшего и услуги ветеринарной службы. У нас, кстати, такой случай в практике был. После того, как нерадивому хозяину выписали счет, он предпочел усыпить своего четвероного друга, не желая еще раз оказаться в такой ситуации.
Перадрук матэрыялаў магчымы пры абавязковай наяўнасці зваротнай і актыўнай гіперспасылкі.
Меры наказания и ответственность за нарушение правил
За недобросовестное отношение к содержанию своего питомца, владелец может понести дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и даже уголовную ответственность. ⇐
Тип ответственности может установить суд.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что владение собакой — большая ответственность, которую необходимо принимать и осознавать в полной мере. Ведь это животное может нести потенциальную опасность для окружающих и даже для собственного хозяина. Поэтому ни в коем случае нельзя оставлять питомца без присмотра во время выгула, когда он, так или иначе, взаимодействует с другими существами окружающего мира. Отпускать даже маленькую собачку с поводка в людных местах категорически нельзя.
Источник
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Изменения и поправки
Комментарии Российской Газеты
Принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года
Одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет, цели правового регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям в области охраны и использования животного мира, отношениям в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, отношениям в области аквакультуры (рыбоводства), отношениям в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, отношениям в области содержания и использования сельскохозяйственных животных и отношениям в области содержания и использования лабораторных животных.
3. Благотворительная деятельность, добровольческая (волонтерская) деятельность в области обращения с животными осуществляются в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.
4. Отношения, возникающие при перевозке животных, регулируются законодательством в области транспорта, ветеринарным законодательством Российской Федерации и международными договорами с участием Российской Федерации.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обращения с животными
Отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) владелец животного (далее также — владелец) — физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании;
2) деятельность по обращению с животными без владельцев — деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
3) дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи (далее также — дикие животные в неволе), — дикие животные, изъятые из среды их обитания (в том числе ввезенные на территорию Российской Федерации из других государств), потомство таких животных (в том числе их гибриды);
4) домашние животные — животные (за исключением животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию), которые находятся на содержании владельца — физического лица, под его временным или постоянным надзором и местом содержания которых не являются зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы;
5) жестокое обращение с животным — обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии;
6) животное без владельца — животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен;
7) использование животных в культурно-зрелищных целях — использование животных при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений (в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах), на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания);
8) место содержания животного — используемые владельцем животного здание, строение, сооружение, помещение или территория, где животное содержится большую часть времени в течение суток;
9) обращение с животными — содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье;
10) потенциально опасные собаки — собаки определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и включенные в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации;
11) служебные животные — животные, специально подготовленные и используемые (применяемые) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики и иных объектов, а также в иных целях, установленных законодательством Российской Федерации;
12) условия неволи — искусственно созданные условия жизни животных, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых полное жизнеобеспечение животных зависит от человека.
Статья 4. Основные принципы обращения с животными
Обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности:
1) отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;
2) ответственность человека за судьбу животного;
3) воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным;
4) научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.
Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с животными
Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области обращения с животными
1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области обращения с животными относятся:
1) утверждение перечня животных, запрещенных к содержанию;
2) установление в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию;
3) установление перечня случаев, при которых допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности;
4) утверждение перечня потенциально опасных собак;
5) установление требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию;
6) установление в соответствии с частью 3 статьи 15 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях;
7) утверждение методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них;
8) утверждение методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;
9) установление порядка организации и осуществления федеральными органами исполнительной власти государственного надзора в области обращения с животными;
10) установление порядка обращения с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания невозможен;
11) иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.
2. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
1) устанавливают порядки обращения со служебными животными;
2) осуществляют лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;
3) устанавливают порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форму удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными;
4) осуществляют иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.
Статья 6. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обращения с животными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся:
1) установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них;
2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;
3) установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными;
4) иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
Глава 3. Требования к содержанию и использованию животных
Статья 9. Общие требования к содержанию животных
1. К общим требованиям к содержанию животных их владельцами относятся:
1) обеспечение надлежащего ухода за животными;
2) обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии;
3) принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;
4) предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок;
5) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.
Статья 10. Особые условия, обеспечивающие защиту людей от угрозы причинения вреда их жизни и здоровью животными
1. При обращении с животными не допускаются:
1) содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Правительством Российской Федерации. Данный запрет не распространяется на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах или в качестве служебных животных, содержания и использования объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания либо диких животных в неволе, которые подлежат выпуску в среду их обитания, а также на иные случаи, установленные Правительством Российской Федерации;
2) натравливание животных на людей, за исключением случаев необходимой обороны, использования служебных животных в соответствии с законодательством Российской Федерации или дрессировки собак кинологами.
2. Организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей.
Статья 11. Защита животных от жестокого обращения
1. Животные должны быть защищены от жестокого обращения.
2. При обращении с животными не допускаются:
1) проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;
2) натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;
3) отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом;
4) торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;
5) организация и проведение боев животных;
6) организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных;
7) кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, предусмотренных требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, установленными Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Запрещение пропаганды жестокого обращения с животными
1. Запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными.
2. Запрещаются производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети «Интернет») и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными.
Статья 13. Требования к содержанию домашних животных
1. При содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.
2. Не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.
3. Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
4. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.
5. При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:
1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;
2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;
3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.
6. Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.
7. Перечень потенциально опасных собак утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 14. Требования к содержанию н использованию служебных животных
1. Требования к содержанию и использованию служебных животных определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в соответствии с порядками обращения со служебными животными, установленными федеральными органами исполнительной власти, которые используют служебных животных или в ведении которых находятся организации, использующие служебных животных.
2. Служебные животные, дальнейшее использование которых в служебных целях (в том числе для обеспечения учебного процесса) невозможно, передаются на возмездной или безвозмездной основе новым владельцам.
3. Информация о передаче на возмездной или безвозмездной основе служебных животных новым владельцам размещается владельцами служебных животных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовывается в средствах массовой информации.
4. В случае, если после размещения и опубликования информации, указанной в части 3 настоящей статьи, служебные животные не переданы новым владельцам в трехмесячный срок, их дальнейшие содержание и использование осуществляются в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи.
Статья 15. Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию
1. Использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание осуществляются с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.
2. Требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию определяются условия их использования, соблюдение которых позволяет обеспечивать наиболее эффективное использование таких животных в соответствии с биологическими (видовыми и индивидуальными) особенностями, не причиняя вреда их жизни и здоровью, требования к местам содержания таких животных и лицам, осуществляющим их использование.
3. Осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях, допускается в местах их содержания, в специально предназначенных для этого зданиях, сооружениях или на обособленных территориях, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.
4. Осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях, основной целью которой является предоставление зрителям или посетителям физического контакта с животными, не допускается.
5. В случае организации мероприятий, которые предусматривают физический контакт зрителей или посетителей с животными, такие мероприятия осуществляются при условии наличия в местах их проведения недоступной для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ.
6. Применение лекарственных препаратов для ветеринарного применения и иных веществ, причиняющих вред здоровью животных, в целях повышения эффективности использования животных в культурно-зрелищных целях не допускается.
7. Использование в отношении животных, участвующих в спортивных соревнованиях, субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, не допускается.
8. Если дальнейшее использование животного в культурно-зрелищных целях невозможно, владелец животного обязан обеспечить его содержание до наступления естественной смерти животного или передать его на содержание физическим или юридическим лицам либо в приют для животных.
9. Деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Статья 16. Приюты для животных
1. Приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались.
2. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях.
3. Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными.
4. Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица.
5. В приютах для животных может осуществляться деятельность по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг.
6. В отношении животных, находящихся в приютах для животных, владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица несут обязанности как владельцы животных.
7. Владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица должны соблюдать общие требования к содержанию животных, а также следующие дополнительные требования:
1) проводить осмотр и осуществлять мероприятия по обязательному карантинированию в течение десяти дней поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинацию таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных;
2) осуществлять учет животных, маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались;
3) осуществлять стерилизацию поступивших в приюты для животных животных без владельцев;
4) содержать поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, до наступления естественной смерти таких животных либо возврата таких животных на прежние места их обитания или передачи таких животных новым владельцам;
5) возвращать владельцам животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах;
6) обеспечивать владельцу потерявшегося животного или уполномоченному владельцем такого животного лицу возможность поиска животного путем осмотра содержащихся в приютах для животных животных без владельцев;
7) размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частями 9 и 10 настоящей статьи сведения о находящихся в приютах для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались;
8) вести документально подтвержденный учет поступления животных в приюты для животных и выбытия животных из приютов для животных.
8. Передавать животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, физическим лицам и юридическим лицам для использования таких животных в качестве лабораторных животных не допускается.
9. Сведения (фотография, краткое описание, дата и место обнаружения и иные дополнительные сведения) о каждом из поступивших в приют для животных животном без владельца и животном, от права собственности на которое владелец отказался, размещаются сотрудниками приюта для животных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем в течение трех дней со дня поступления соответствующего животного в приют для животных.
10. Перечень дополнительных сведений о поступивших в приют для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, и порядок размещения этих сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» утверждаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
11. Животных, содержащихся в приютах для животных, умерщвлять запрещено, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть.
12. Владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица обеспечивают возможность посещения:
1) гражданами приютов для животных в установленное приютами для животных время, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений;
2) добровольцами (волонтерами) приютов для животных в часы, установленные режимом работы приютов для животных, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений.
13. Порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Глава 4. Требования к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев
Статья 17. Общие положения деятельности по обращению с животными без владельцев
1. Деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях:
1) предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотии и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев;
2) предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц;
3) гуманного отношения к животным без владельцев;
4) предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания;
5) оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии;
6) возврата потерявшихся животных их владельцам.
2. Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев способами, предусматривающими жестокое обращение с животными, не допускается.
3. Деятельность по обращению с животными без владельцев должна соответствовать требованиям настоящего Федерального закона.
Статья 18. Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев
1. Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;
3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;
5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
2. При отлове животных без владельцев должны соблюдаться следующие требования:
1) стерилизованные животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека;
2) животные, имеющие на ошейниках или иных предметах сведения об их владельцах, передаются владельцам;
3) применять вещества, лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных, не допускается;
4) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, несут ответственность за их жизнь и здоровье;
5) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны вести видеозапись процесса отлова животных без владельцев и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии этой видеозаписи;
6) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны представлять сведения об объеме выполненных работ в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
3. Осуществлять отлов животных без владельцев в присутствии детей не допускается, за исключением случаев, если животные без владельцев представляют общественную опасность.
4. Физические лица и юридические лица обязаны сообщать о нахождении животных без владельцев, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток, на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и обеспечивать доступ на указанные территории или объекты представителям организации, осуществляющей отлов животных без владельцев.
5. Содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.
6. При возврате животных без владельцев на прежние места их обитания индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие возврат животных без владельцев, обязаны вести видеозапись процесса возврата животных без владельцев и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии этой видеозаписи.
7. Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Глава 5. Государственный надзор и общественный контроль в области обращения с животными
Статья 19. Государственный надзор в области обращения с животными
1. Задачами государственного надзора в области обращения с животными являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области обращения с животными, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Государственный надзор в области обращения с животными осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного ветеринарного надзора, федерального государственного экологического надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы полномочия на осуществление федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного ветеринарного надзора, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее — органы государственного надзора).
3. Порядок организации и осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти государственного надзора в области обращения с животными устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Порядок организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
5. Должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать и получать информацию и документы, связанные с соблюдением юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;
2) проверять соблюдение юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными, составлять по результатам проверок соответствующие акты;
3) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, беспрепятственно посещать и обследовать организации, содержащие животных, в целях проверки исполнения данными организациями требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;
4) выдавать юридическим лицам и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными и проверять исполнение выданных предписаний;
5) пресекать правонарушения, связанные с нарушением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;
6) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;
7) изымать у граждан животных в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
8) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными, для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях или уголовных дел по признакам преступлений.
6. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обращения с животными, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Статья 20. Общественный контроль в области обращения с животными
1. Общественный контроль в области обращения с животными осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общественный контроль в области обращения с животными не осуществляется в отношении служебных животных, используемых федеральными органами исполнительной власти.
2. Результаты общественного контроля в области обращения с животными, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области обращения с животными в качестве общественных инспекторов в области обращения с животными.
4. Общественным инспекторам в области обращения с животными органами государственного надзора выдаются соответствующие удостоверения.
5. Общественный инспектор в области обращения с животными имеет право:
1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области обращения с животными и направлять соответствующие материалы в органы государственного надзора;
2) содействовать органам государственного надзора в предупреждении и выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;
3) участвовать в работе по просвещению населения в области обращения с животными;
4) подготавливать по результатам осуществления общественного контроля в области обращения с животными итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
6. Общественный инспектор в области обращения с животными при осуществлении общественного контроля в области обращения с животными обязан:
1) соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
2) не создавать препятствия деятельности физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
7. При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными запрещается устанавливать ограничения осуществления общественными инспекторами в области обращения с животными фото- и видеосъемки, а также применения средств звукозаписи (аудиозаписи).
8. При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными общественным инспекторам в области обращения с животными должен быть обеспечен доступ на территорию приюта для животных и в его помещения.
9. Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форма удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Глава 6. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
Статья 21. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
За нарушение требований настоящего Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Конфискация диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом
1. Дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом, подлежат конфискации в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
2. Конфискованные дикие животные в неволе подлежат возвращению в среду их обитания. В случае, если возвращение указанных животных в среду их обитания невозможно, дальнейшее обращение с указанными животными осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 23. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Внести в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727, 6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст. 4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 14, ст. 2017; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359, 4380; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87; N 7, ст. 972, 975; N 17, ст. 2425; N 24, ст. 3414; N 31, ст. 4834, 4856; N 32, ст. 5113, 5133) следующие изменения:
1) в пункте 2 статьи 26 3 :
а) в подпункте 49 слова «отлову и содержанию безнадзорных животных,» исключить;
б) дополнить подпунктом 82 следующего содержания:
«82) осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.»;
2) пункт 2 статьи 26 11 дополнить подпунктом «я 5 » следующего содержания:
«я 5 ) имущество, необходимое для организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.».
Статья 24. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2007, N 1, ст. 21; N 43, ст. 5084; 2008, N 48, ст. 5517; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5733; N 52, ст. 6441; 2010, N 49, ст. 6409; 2011, N 50, ст. 7353; 2012, N 29, ст. 3990; N 31, ст. 4326; N 53, ст. 7596; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4218, 4257; 2015, N 13, ст. 1808; 2016, N 26, ст. 3866; 2017, N 31, ст. 4751; N 50, ст. 7563; 2018, N 31, ст. 4833) следующие изменения:
1) в пункте 14 части 1 статьи 14 1 слова «мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих» заменить словами «деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими»;
2) в пункте 15 части 1 статьи 16 1 слова «мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих» заменить словами «деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими».
Статья 25. О внесении изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4256; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11; N 29, ст. 4342; N 44, ст. 6047; 2016, N 1, ст. 51; 2018, N 31, ст. 4838; N 32, ст. 5116; N 45, ст. 6841) дополнить пунктом 54 следующего содержания:
«54) деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах.».
Статья 26. О внесении изменения в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»
Часть 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4213; 2016, N 27, ст. 4286; 2018, N 1, ст. 39) дополнить словами «, общественными инспекторами в области обращения с животными общественного контроля в области обращения с животными».
Статья 27. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2. Часть 6 статьи 13, статьи 15, 16, 18 — 20 и 22 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2020 года.
3. Животные, включенные в перечень животных, запрещенных к содержанию, и приобретенные до 1 января 2020 года, могут находиться на содержании их владельцев до наступления естественной смерти таких животных.
4. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2022 года. После 1 января 2022 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Президент Российской Федерации В. Путин
Источник