Меню

Цирк клоуны с собаками

Собаки в цирке: заложники или артисты?

Цирковые собаки — обычное дело. Редкое представление в шапито или на крупной стационарной арене обходится без участия в нем собак. В манеже четвероногие артисты показывают чудеса дрессировки: «умирают», танцуют, ездят на лошадях, делают сальто. Все это приносит радость людям. Или уже нет? Автор Питомцев Mail.ru Евгений Рожков разбирается, почему современный цирк все больше ассоциируется с насилием над животными и плохо ли в нем живется собакам.

Немного истории

Тысячи лет назад собаки уже сопровождали скоморохов и бродячих артистов в походах. Ум и контактность четырехлапых спутников делали их легкообучаемыми — они быстро учились разным трюкам. Выполненные собаками даже простые фокусы подчеркивали незаурядность тех, кто колесил по площадям древних и средневековых городов с представлениями. Вспомните бременских музыкантов: кроме трубадура, все артисты — животные. А чеховская циркачка Каштанка? Персонаж имеет реальный прототип — это собака знаменитого дрессировщика Льва Дуров. Именно его история стала сюжетом рассказа Антона Павловича.

Пожалуй, именно Льва Дурова можно назвать пионером дрессуры цирковых собак в России. В воспоминаниях он рассказывает о собственных собаках Бишке и Запятайке, которые умели считать, угадывать ноты и показывать моря на карте. Позже Дуров вместе с профессором Бехтеревым проводил опыты по внушению питомцам определенных команд, в том числе находясь на расстоянии. Кстати, опыты увенчались успехом, но до сих пор точно не установлено: результат ли это тонкостей дрессуры, или собака действительно на невербальном уровне способна уловить мысли и настроение хозяина.

Перед Великой Отечественной войной взошла звезда клоуна Карандаша. Его скотч-терьер Клякса — пожалуй, самая известная цирковая собака. Репризы, в которых участвовали клоун и собака, записывали на пленку и показывали солдатам на передовой. Карандаш и Клякса становились героями кукольных мультфильмов, выпускались фарфоровые фигурки с их изображением. Клякса, конечно, собирательный образ — в течение карьеры клоун сменил несколько собак, которые наследовали сценическое имя.

Конечно, клоуны не единственные артисты, работающие с собаками. Уже давно с ними ставят номера некоторые профессиональные дрессировщики. Практически ни один цирк не обходится без собачьего представления: дешевле и проще, чем с тиграми и медведями — да и привычно зрителю.

Кто выходит на арену?

Скотч-терьеры как цирковые артисты остались в прошлом. Сегодня дрессировщики предпочитают пуделей, фокстерьеров, бобтейлов, далматинских догов, болонок. Пудели, конечно, в фаворе — отсутствие агрессии и отличная память делают их самыми популярными цирковыми собаками. Понятно, что многое зависит от поставленного номера: те же бобтейлы в силу размеров не проедутся на спине у лошади, а вот специально обученный фокстерьер в седле усидит.

Что делают на арене?

Стандартная программа — змейка между ног дрессировщика, стояние и вальсы на задних лапах, ползком под барьерами, прыжки через обручи и сальто. Некоторые четвероногие артисты ловят в прыжке предметы (и даже факелы), другие водят себе подобных на поводке. Собак также обучают счету и угадыванию нот: фокус прост — все делается по сигналу дрессировщика. В теории всем перечисленным трюкам можно научить собаку и в домашних условиях, но, разумеется, выглядеть это будет не столь эффектно, как на арене цирка. И, конечно, потребует от хозяина и питомца много часов тренировки.

Сами дрессировщики рассказывают, что выход на арену их артистам приносит удовольствие и со временем у собак вырабатывается зависимость от внимания публики — хотя на первых порах шум зрителей животных шокирует. В собачьих труппах всегда есть несколько дублеров, готовых подменить основных исполнителей.

В своих интервью цирковые дрессировщики утверждают, что насилие над животными не применяют — ведь оно противоречит не только их моральным принципам, но и логике: велик риск, что запуганное животное пойдет в отказ при выполнении трюка на сцене. Способы поощрения исключительно положительные: сладким или мясным — в зависимости от вкусов каждого артиста. А после выступления их ждет плотный ужин. Примерно об этом рассказывают в многочисленных интервью региональной прессе дрессировщики из цирка.

Источник

Почему Юрий Никулин бросился с топором на своего учителя, легендарного клоуна Карандаша

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Всего в своей жизни Михаил Румянцев добился сам. Его дед был крепостным крестьянином, отец еще в юности уехал в Петербург в поисках работы и остался там, устроившись слесарем на завод. Когда Михаилу было всего 6 лет, его матери не стало. В 1917 г., в 16 лет, он вместе с отцом участвовал в восстании на заводе, а после революции долгое время скитался по разным городам в поисках лучшей судьбы. Он начинал как художник-плакатист в театре и в кинотеатре. А решение стать артистом пришло к нему после того, как однажды он увидел в нескольких шагах от себя зарубежных звезд кино Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса – в 1926 г. они приехали в Москву, и в толпе у кинотеатра Румянцев оказался рядом с ними. Он воспринял это как знак судьбы.

В том же году 25-летний Румянцев поступил на курсы сценического движения и акробатики, благодаря чему через год его взяли в Школу циркового искусства, в класс акробатов-эксцентриков. Поначалу педагоги не возлагали на него больших надежд. О нем говорили: «Не особенно одарен, слабоват, крайне мал ростом». Румянцев и сам переживал из-за своих внешних данных – его рост был всего 142 см, он стеснялся выступать перед публикой и чувствовал себя очень скованно из-за неуверенности в себе. Зато он обладал одним качеством, которое позволило ему вскоре превратить все свои недостатки в достоинства и стать одним из самых популярных артистов цирка, – Михаил был невероятно трудоспособным и требовательным к себе. Он мог часами репетировать репризы наедине с собой, оттачивая мастерство и находя нужные интонации.

Поначалу он был коверным клоуном – его задачей было заполнять технические паузы между номерами. Румянцев старался отходить от стереотипов и быстро отказался от традиционного образа Рыжего Васи, а затем и от образа Чарли Чаплина. В 1934 г. он нашел своего персонажа, который сделал его узнаваемым во всем СССР. Однажды он увидел карикатуры цирковых артистов, подписанные на французский манер – Каран Д’Аш, и решил выступать под этим именем. А его партнером стал черный скотч-терьер по кличке Клякса. Так называли всех собак, выступавших впоследствии с Карандашом. В этом образе Румянцев так полюбился зрителям, что на представлениях с его участием всегда собирались аншлаги, причем не только в СССР, но и за рубежом – Карандаш стал первым советским клоуном, завоевавшим мировую популярность.

Читайте также:  Операция по удалению молочных клыков у собаки

Во время войны Карандаш собрал артистическую бригаду и вместе с ней выступал на фронте. В этот период он освоил жанр острой политической сатиры, высмеивающей фашистов: например, на трибуну выносили Кляксу, перед ней ставили микрофон, и она лаяла в течение нескольких минут. А после этого появлялся Карандаш и произносил: «Речь министра пропаганды Геббельса окончена!»

После войны Михаил Румянцев часто возглавлял клоунские коллективы. Среди его учеников и партнеров по манежу оказались Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Учителем он был невероятно строгим и взыскательным – предъявляя высокие требования в первую очередь к самому себе, он ожидал такого же отношения к профессии и от окружающих. Опоздания на репетиции были недопустимыми, отменять выступления даже по серьезным причинам было не в его правилах. Однажды на гастролях в Сибири они выступали в помещении, в котором провалилась крыша, и снег падал прямо на манеж. Несмотря на это, Карандаш вышел на арену.

Ученики считали Румянцева великим клоуном и очень уважали, но при этом считали, что у него невыносимо тяжелый характер. Он часто бывал несправедлив и нетерпим по отношению к ним, не воспринимал их как равных партнеров, и они нередко уходили от него со скандалом. Во время своего первого самостоятельного выступления Юрий Никулин попросил учителя подыграть ему в номере, а тот не только отказался, но и добился того, чтобы этот номер был снят с программы. Никулин не спорил – ему и самому казалось, что эта реприза не была блестящей. Партнер Никулина Борис Романов ушел от Румянцева после того, как тот заявил ему, что он плохой артист, и он может в любой момент заменить его кем угодно.

Никулин рассказывал: « Михаил Николаевич привык к тому, чтобы инициатива исходила только от него. Он выдумывал десятки отговорок, чтобы отклонить любое наше предложение, говоря, что это еще не то, это нужно еще проверить, это, мол, не смешно или это нам еще рано ».

Жена Никулина Татьяна вспоминала, как однажды терпение артиста лопнуло: « За все 47 прожитых вместе лет я, пожалуй, припомню всего два случая, когда муж выходил из себя. Первый раз объектом его ярости стал Карандаш. Несколько лет Никулин и Шуйдин были его ассистентами и прошли за это время суровую школу. Михаил Николаевич мог прилюдно накричать, унизить, зачастую его претензии выглядели просто как каприз. После того как ребята от него ушли и стали работать самостоятельно, Карандаш критиковал любое их начинание, причем делал это в очень обидной, если не сказать оскорбительной форме. А уж когда у коверных Никулина и Шуйдина стало что-то получаться… Страшно ревнивый к чужому успеху Румянцев нудел с утра до ночи: все это ремесленничество, примитив, который зрителю скоро надоест, вам не стоит обольщаться. И однажды Юра, который в каждый номер вкладывал кусок жизни, не выдержал: схватил огромный топор, который выпросил для реквизита у какого-то мясника, и помчался за Румянцевым. Слава богу, цирковым удалось его догнать и отобрать «орудие возмездия»… ».

Михаил Шуйдин навсегда запомнил тот день, когда к нему в гримерку ворвался перепуганный коллега и сказал, что Никулин бросился с топором на Румянцева. Шуйдин выглянул в окно и увидел, как по заднему двору цирка бежит Карандаш, а за ним мчится Никулин с топором в руках. Позже он признавался, что ничего не помнил – будто пелена застлала глаза. Ни до, ни после этого никто из его знакомых не видел его в таком состоянии – он никогда не участвовал в конфликтах и был очень миролюбивым. При этом позже Никулин всегда отзывался о своем учителе с уважением, признаваясь в том, что это сотрудничество дало ему колоссальный опыт.

При всей противоречивости своей натуры, Михаил Румянцев мог и постоять за своих учеников. Однажды на гастролях во Владивостоке Карандаша встретили, как настоящую звезду, и поселили его в гостинице в люксе. А его ученикам, прилетевшим транспортным самолетом вместе с ишаком Яшей, отвели места в комнатке на конюшне, у гардеробных. Карандаш посчитал это личным оскорблением, устроил скандал и в знак протеста остался ночевать в гримерке с ассистентами.

Что бы о нем ни говорили, все признавали одно: Михаил Румянцев был гением в искусстве клоунады и человеком, невероятно преданным своему делу. Когда на склоне лет он услышал вопрос о том, доволен ли он своей судьбой на манеже, легендарный Карандаш ответил: « Никогда не задавайте такой вопрос человеку, который в семьдесят лет решил стать серьезным. Сорок лет я шутил на манеже. Теперь пришло время разобраться, над кем и над чем я шутил. Конечно, я сказал не все. Но все, что я сказал, я хотел, чтобы было современно. У каждого вида искусства свой путь к истине, а у каждого художника свой путь познания истины. Я выбрал смешной путь ».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник



Михаил Румянцев (Карандаш) — биография, информация, личная жизнь

Михаил Николаевич Румянцев

Михаил Николаевич Румянцев, известный как Карандаш. Родился 27 ноября (10 декабря) 1901 года в Санкт-Петербурге — умер 31 марта 1983 года в Москве. Советский цирковой артист, клоун, актер. Заслуженный артист РСФСР (1939). Народный артист РСФСР (1958). Народный артист СССР (1969). Герой Социалистического Труда (1979).

Михаил Румянцев, ставший широко известным как клоун Карандаш, родился 27 ноября (10 декабря по новому стилю) 1901 года в Санкт-Петербурге в семье рабочих.

Читайте также:  Собака ротвейлер ничего не ест

С ранних лет отлично рисовал. В 1914 году поступил в художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха).

Его юность пришлась на Гражданскую войну. Чтобы выжить, он подрабатывал в кинотеатре рисованием афиш. Позже весь реквизит в цирке для своих выступлений всегда делал сам.

В 1922 году переехал в Старицу (ныне Тверская область), где устроился писать плакаты для городского театра.

В 1925 году, будучи с театром на гастролях, остался в Твери и работал оформителем плакатов. В этом же году переехал в Москву, где устроился художником-плакатистом в кинотеатр «Экран жизни» и рисовал афиши для кинофильмов.

В 1926 году, увидев рядом с собой актёров эпохи немого кино М. Пикфорд и Д. Фэрбенкса-старшего, решил стать артистом. Поступил на курсы сценического движения, после чего — на Курсы циркового искусства (ныне — Государственное училище циркового и эстрадного искусства) в класс акробатов-эксцентриков, который вёл будущий главный режиссёр Цирка на Цветном бульваре М. С. Местечкин. Курсы окончил в 1930 году.

Далее работал в цирках Смоленска, Казани, Сталинграда (ныне Волгоград).

С 1928 года стал появляться на публике в клоунском образе Чарли Чаплина. Но в 1932 году решил отказаться от этого образа.

В 1934-1935 годах в Ленинградском цирке создал новый образ, взяв псевдоним французского художника-карикатуриста Каран д’Аша.

Герой Карандаша — взрослый человек, сохранивший непосредственность и жизнерадостность ребёнка. Это помогало созданию комических ситуаций, делало убедительными трюки, исполняемые артистом. Одновременно вырабатывал свой сценический образ, подбирая манеру выступления, костюм.

Карандаш постоянно участвовал в номерах акробатов, гимнастов, жонглёров, дрессировщиков.

С 1936 года переведён в Московский цирк (ныне Московский цирк Никулина на Цветном бульваре). Публика столицы с интересом приняла нового артиста.

В 1938 году дебютировал в кино, сыграв в фильмах «Новая Москва» и «Весёлые артисты». В 1939-м на экраны вышли картины с его участием «Девушка с характером» и «Высокая награда».

Михаил Румянцев в фильме «Высокая награда»

Во второй половине 1930-х решил добавить в свой сценический образ собаку — маленького скотч-терьера по кличке Клякса. Так началась карьера Карандаша как клоуна.

За всю жизнь у него было тринадцать Клякс. Первую принесла в коммуналку, где жил Карандаш, чья-то домработница — ее хозяина репрессировали, и собачонку деть было некуда.

Во время войны, отправляясь из Москвы в эвакуацию в Омск, где его уже ждала жена, он прибежал на вокзал с чемоданчиком и своим скотч-терьером. Поезд был набит битком. Взять с собой собаку ему запретили, так как людям места не хватало. И Карандаш решил идти из Москвы в Омск с собакой пешком. Он добирался три месяца, хотя дело было зимой. Обморозил руки и ноги. Время от времени его подвозили и подкармливали, так как продовольственных карточек у Михаила Николаевича не было.

Карандаш и Клякса

В 1942 году создал специальную артистическую бригаду, выезжавшую на фронты Великой Отечественной войны.

С 1946 часто возглавлял клоунские группы. В 1940-1950 годы стал привлекать в свои выступления помощников-учеников. Одними из таких были Ю. В. Никулин и М. И. Шуйдин. Популярность клоуна была такова, что одними своими выступлениями он мог «спасти» любой цирк в финансовом плане — аншлаг был гарантирован. К своей профессии относился очень добросовестно и тщательно. Требовал безукоризненной точности в работе от своих помощников, осветителей, униформистов.

Михаил Румянцев и Юрий Никулин

В Советском Союзе популярность Карандаша была невероятной. Как вспоминал Юрий Никулин, билеты на представления легендарного клоуна раскупали молниеносно, а толпы желающих, любым способом старавшихся попасть на его выступление, порою сдерживала конная милиция.

Неоднократно гастролировал за рубежом.

«Конечно, цирковой комик должен всегда быть готовым «обыграть» всякого рода неожиданности, он обязан быть своего рода импровизатором. Но я считал себя актером и находил, что должен показывать, а зритель — смотреть», — говорил Карандаш.

О «политических» шутках знаменитого клоуна тоже ходили легенды. Например, во времена брежневского «застоя» выходил на манеж с огромной «авоськой», битком набитой всякими дефицитными деликатесами: банками с икрой, батонами сырокопчёной колбасы, ананасами и прочим (всё это было, конечно, муляжами). Выходил и молчал. И весь зал тоже молчал — ждал, что скажет Карандаш. Тогда клоун громко говорил: «Я молчу потому, что у меня всё есть. А вы почему?!».

Продолжал сниматься в кино, играя комедийные роли, как правило — самого себя. Среди его работ в кино — фильмы «Иван Никулин — русский матрос», «Карандаш на льду», «Самоуверенный Карандаш», «Парад-алле», «Две улыбки».

Михаил Румянцев в фильме «Парад-алле»

«У каждого вида искусства свой путь к истине, а у каждого художника свой путь познания истины. Я выбрал смешной путь», — говорил Карандаш.

Всего проработал в цирке 55 лет и в последний раз вышел на манеж за две недели до своей смерти.

За десять дней до смерти он еще работал. Возвращаясь с гастролей домой, сильно простудился в поезде. Началась пневмония. Но к врачам не обращался. Но сам с воспалением легких организм не справился.

Умер 31 марта 1983 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище (участок № 10).

клоун Карандаш

Образ Карандаша неоднократно использовался в советской мультипликации: «Киноцирк» (Союзмультфильм, 1942), «Карандаш и Клякса — весёлые охотники» (Союзмультфильм, 1954), «Девочка в цирке» (Союзмультфильм, 1950).

В Москве на доме (1-я Тверская-Ямская ул., д. 13), в котором Карандаш проживал в последнее десятилетие, установлена мемориальная доска.

В Москве на улице Ефремова, д. 12, около здания Союза цирковых деятелей России установлена скульптурная композиция из бронзы, которая называется «Карандаш и его собака Клякса»: клоун в смешной шляпе стоит в натуральный рост, а у его ног — чёрный скотч-терьер. Автор этой композиции — белорусский скульптор В. Долгов. Аналогичный памятник также установлен перед зданием Гомельского государственного цирка.

В 1987 году имя клоуна было присвоено московскому Государственному училищу циркового и эстрадного искусства.

Рост Михаила Румянцева: 142 сантиметра.

Личная жизнь Михаила Румянцева:

Жена — Тамара Семёновна Румянцева. Хотя рост артиста был всего 142 сантиметра, однако никаких комплексов он при этом не испытывал. Его супруга Тамара Семёновна была намного выше его и младше на двадцать лет. Когда они познакомились, она только закончила школу. Девушкой была очень красивой, и родители ее без восторга приняли выбор дочери. Но в результате Тамара Семеновна стала не только его женой, но и коллегой — была негласным руководителем коллектива. Именно с ее легкой руки скотч-терьер, с которым выступал Карандаш, получил кличку Клякса. Увидев черный комочек на красном манеже, она воскликнула: «Ну прямо клякса!».

Читайте также:  Ввоз сухого корма для собак

В браке в 1938 году родилась дочь Наталья Румянцева, искусствовед, автор книги об отце «Карандаш» (1983).

Внучка — Овенэ Гагиковна Румянцева (род. 1972), поэт и драматург.

Овенэ Румянцева — внучка Михаила Румянцева

Любил снимать на кинокамеру, которую купил за рубежом в одной из первых гастрольных поездок. Своим хобби считал рыбалку.

Фильмография Михаила Румянцева:

1938 — Новая Москва — Карандаш (нет в титрах)
1938 — Весёлые артисты (короткометражный)
1939 — Девушка с характером — официант в вагоне-ресторане
1939 — Высокая награда — клоун в цирке (нет в титрах)
1941 — Старый двор
1941 — Неистовый рыболов (короткометражный)
1942 — Концерт фронту — клоун Карандаш (нет в титрах)
1943 — Киноконцерт к 25-летию Красной Армии
1944 — Иван Никулин — русский матрос — итальянец
1948 — Карандаш на льду (короткометражный) — клоун Карандаш (озвучил Эраст Гарин)
1955 — Самоуверенный Карандаш (короткометражный) — клоун Карандаш
1964 — Соберите Венеру (фильм-спектакль) — Карандаш
1966 — Великие клоуны. Это очень, очень серьёзно. (документальный)
1967 — День цирка на ВДНХ (документальный)
1967 — Великие клоуны. Юрий Никулин (документальный)
1969 — Парад-алле
1969 — Две улыбки (киноальманах)
1983 — Цирк нашего детства (документальный)

Библиография Михаила Румянцева:

1954 — На арене советского цирка
1987 — Карандаш. Над чем смеётся клоун

Награды и звания Михаила Румянцева:

Заслуженный артист РСФСР (1939)
Народный артист РСФСР (1958)
Народный артист СССР (30.09.1969)
Герой Социалистического Труда (1979)
Герой Социалистического Труда (20.12.1979)
Орден Ленина (20.12.1979)
Два ордена Трудового Красного Знамени (19.11.1939, 26.11.1971)

Источник

Клоун Карандаш и собачка Клякса

За полтора года существования канала о чем мы только не писали. Однако, на днях, пробежавшись глазами по заголовкам, пришли к выводу, что не упомянули многих, очень многих замечательных людей, которые оставили неизгладимый след как в нашей памяти, так в истории СССР. Среди них и цирковой артист Михаил Николаевич Румянцев. О нем-то и пойдет речь далее.

В Большой советской энциклопедии он известен под вымышленным именем Карандаш. Мало кто знал, что его настоящее имя – Михаил Николаевич Румянцев.

Он родился в 1901 году в Санкт-Петербурге. В шестилетнем возрасте Миша потерял мать, которая умерла от продолжительной болезни. Окончив школу, мальчик продолжил свое обучение в художественно-ремесленной школе Общества поощрения искусств. Жизнь парня стала еще более сложной после прихода Советских властей. В 1922 году Румянцев переехал в Старицу. Там он стал зарабатывать на хлеб, создавая плакаты для местного театра. В 1925 году Михаил перебрался в Москву.

В следующем году будущий клоун стал учеником курсов сценического мастерства, где он обучался гимнастике, акробатике, хореографии и танцам. Учителем курса клоунады был актер театра М.С. Местечкин, который позже стал главным режиссером цирка на Цветном Бульваре в Москве.

Дебютным выходом Румянцева стало выступление в образе Чарли Чаплина в Парке культуры имени Горького. Выступление увенчалось успехом. После этого будущий знаменитый клоун работал в разных цирковых представлениях России. Румянцев придумывал новые идеи и трюки, так как стремился снять с себя маску Чаплина. Он считал, что уже прошел этот этап своей творческой деятельности.

Впервые Румянцев появился в образе клоуна Карандаша в Ленинградском цирке. История создания образа следующая. Сидя в музее цирка, Михаил обратил внимание на альбом с карикатурами, на котором была авторская подпись Карандаш. Тогда ему пришла в голову мысль использовать это слово в качестве псевдонима.

Вскоре на афишах страны появилось имя новой восходящей звезды циркового искусства – Каран Д’Аш. Всю зиму 1935-36 годов клоун провел, выступая в Ленинградском цирке. Ленинградская публика горячо полюбила персонажа. В это время его перевели в Москву.

Зрители столицы радушно встретили нового артиста – клоуна Карандаша. Он даже получил положительные отзывы критиков.

Румянцев давно мечтал о четвероногом друге. Он искал лохматого песика, который бы идеально дополнил его образ. В один прекрасный день ему показали шотландского терьера – серного пса с большой головой и короткими лапками. Собаку звали Никс, а Михаил ласково звал его Ника. Хозяин полюбил своего нового друга и начал думать о том, что было бы не плохо нанять дублера.

Его помощницей и ассистенткой была супруга, Тамара Семеновна. Когда женщина впервые увидела маленькую собачку, она решила что ее нужно назвать Клякса, так как черный пес выглядел как клякса на красном коврике.

С тех пор ни один выход Карандаша на цирковой манеж не обходился без верного спутника – Кляксы. Все последующие собаки клоуна так же назывались Кляксами.

Румянцев работал в Московском цирке до 1954 года. Затем он стал гастролировать по городам и выступать на многих представлениях. Первым городом, где он выступил, стала Одесса. На этих гастролях его сопровождал Юрий Никулин, который отметил необычайный триумф выхода Карандаша в Одессе.

1972 год стал знаменательным для талантливого циркача. Он получил титул народного артиста СССР. В 1979 году, когда советский цирк отмечал свой 60й день рождения, Михаилу Румянцеву дали звание Героя Труда Социализма.

Известный артист умер в марте 1983 года.

В память о любимом цирковом деятеле была сооружена бронзовая скульптура Карандаша и его собаки Кляксы. Памятник находится рядом со зданием Союза деятелей цирка, где работал и жил артист.

Спасибо за внимание! Если было интересно, вот ссылка на похожий материал о Юрии Никулине.

1. Молодой клоун Никулин . (Первые шаги известного советского артиста на цирковой арене)

Источник